Каĸ проверить свою идею бизнеса на жизнеспособность?
От практики к делу
На практикуме мы с вами уже отсеяли неподъёмные для нас идеи, либо заранее провальные. Однако всегда следующим этапом мы должны дополнительно всегда проверять - а будет ли идея точно жизнеспособной. Поскольку мы можем придумать что угодно, однако истинным подтверждением будет только извлечение прибыли. Именно это корень определения предпринимательства, если мы даже посмотрим в словарь.
как это сделать?
Можно пойти путём, которым идёт большинство.

Многие бегут сразу тратить все свои силы, время и деньги на свою идею. И только спустя 1-3 года находясь без прибыли или с крохами понимают, что путь свернул явно куда- то не туда.

  • Так было и у меня, когда я запускала новый бизнес - шоурум одежды в Тбилиси и вляпалась именно в это, потеряв время и деньги.
  • Так было и у Ивана, который за плечами имеет успешный бизнес, но пришёл ко мне со словами «я потратил 25 миллионов и 2 года в попытках запустить новый бизнес, новую идею». То есть иными словами Иван потратил 25 миллионов и 2 года, чтобы понять, что бизнес не взлетит
Но я вам хочу дать простой и безболезненный вариант – это пошаговая инструкция как проверить свою идею.
  • С ней вы можете проверить насколько ваша идея жизнеспособна буквально за несколько дней или недель. Согласитесь, что это звучит как ангельское чудо?) – а ведь так и есть. Теперь представьте лица и как обидно тем (мне тоже, тк я делала эту ошибку), кто потратил на это десятки миллионов и 1-5 лет своей жизни?! А вот так-то! Я вас спасаю искренне от этого ужаса
Шаг 1
Начнём с того, что нам нужно с тобой описать нашего потенциального покупателя/клиента для твоей идеи.
Пока это будет лишь твоё предположение, но оно нам необходимо, чтобы перейти к дальнейшим шагам. Это нужно для продаж и рекламы, чтобы понимать как разговаривать тебе с твоим покупателем, как стать с ним единым целым.

Ответь на вопрос: «Кто твой покупатель?»
И опиши чем он живёт, дышит, о чём он думает, чего хочет, какие у него ценности, какое мировоззрение. Причём если будут зацепки к твоей идее из характеристик – это нам вдвойне нужно
Причём это могут быть совершенно разные типажи людей с разными жизнями и ценностями, кто может стать твоим покупателем. Твоя задача описать их всех.
Например, у вас идея – завозить в Россию мотоциклы Ducati и впоследствии открыть мотосалон дорогих мотоциклов.

Один из портретов вашего покупателя может быть таким:
«Миша - энергичный парень, он любит по пятницам ходить в бар, в субботу он готовится к мотогонкам; боится сближаться с девушками, но хотел бы; он мечтает купить мотоцикл Ducati Panigale, но считает что пока «не достоин» и пока лучше ездить на своём уже стареньком Yamaha R1»
После того как ты написал это переходим к следующему шагу
Шаг 2
В первом шаге ты описал своих потенциальных покупателей. Скорее всего во время этого процесса у тебя даже родились новые мысли и дополнения к идее - это хорошо!

А теперь ответь на вопрос: «Какие боли и запросы у твоего покупателя?»
Представь что «болит» у него, либо какие у него потребности или желания касаемо твоего продукта. Чтобы ты мог ему дать через свою идею?
Пиши всё, ничего не упускай
Например, «Миша хотел бы купить мотоциукл Ducati, но его не устраивают завышенные цены в России, невозможность достать запчасти на него и вообще риск наткнуться на б/у мотоцикл под личиной нового»
Отлично! Ты уже сделал 50% того, что не делает 99% тех, кто собирается реализовывать свою идею и получают звук треска ожиданий
Шаг 3
Так, а теперь давай оглянёмся вокруг.

Есть ли конкуренты у тебя? Это могут быть прямые и непрямые.
Тебе нужно проанализировать как шпиону всё о них.

Не забудь заглянуть на их сайт, соц сети, ищи любую информацию. Полезным будет также посмотреть отзывы о них - ты можешь найти для себя много ценного.
Выпиши что у них хорошо, что - плохо и как они реализовывают твою идею с точки зрения самого продукта и продаж.

Если конкурентов нет, то стоит задуматься. Либо плохо ищешь, либо такой продукт может пока оказаться невостребованным. Конкуренция - признак рынка, где точно есть прибыль и покупатели. Даже если рынок переполнен, всегда можно выделиться!
Шаг 4
Ты теперь сблизился со своим покупателем и провёл разведку у конкурентов. Почти готов к финальным шагам

Перед тем перейти к работе «в поле» давай прикинем с тобой что ты продаёшь?
  • У тебя 1 продукт/услуга или несколько?
  • Сколько стоит?
  • А сколько аналогичные продукты/услуги стоят у твоих конкурентов? Почему у тебя такая цена?
  • Чем ты отличаешься от своих конкурентов?

Если провести аналогию, то в этом шаге мы с тобой представляем себя владельцем продуктового магазины и какие продукты будут лежать на витрине)
Шаг 5
Теперь идём «в поля», идём в мир сверять свои часы, ориентиры с реальностью.

Сразу оговорю, что в этом шаге мы с тобой полностью отключаем «влюблённость» в идею, отключаем чувства, эмоции, становимся искусственным интеллектом, роботом, называем как хотим. Мне важно, чтобы у тебя сложилось понимание, что только так, не предвзято можно становится предпринимателем и не запускать в жизнь идею, которая будет заранее мертворождённой или сложной в реализации.

В этом шаге надо стать аналитиком. Хорошо? Как Джек Воробей бы сказал «Смекаешь?», но это звучало бы довольно фамильярно.

Подготавливаемся к выходу.
Что же мы будем делать? А то наверно тебе уже страшно?!)

Ничего страшного нет, мы просто с тобой будем общаться с теми, кто стал бы твоим покупателем. Мы узнаём о них, углубляемся в них. И они сами подсказывают нам хороша ли наша идея, либо не очень и надо докрутить, либо вообще подумать о другом.

  • Для начала тебе нужно составить список вопросов, с которыми пойдёшь к твоим потенциальным покупателям. Он должен состоять из вопросов Шага 1 и Шага 2.
  • Затем узнай пользовались ли они продуктами/услугами твоих конкурентов.

Твои вопросы должны быть не прямыми к твоему продукту, а «вокруг», чтобы ты не включил субъективные суждения в свою сторону или «поддержку», так как люди довольно часто могут из-за уважения сказать что твой продукт классный, хотя в реальности никогда бы и не купили.
Твоё интервью с потенциальным покупателем - это способ узнать какие его проблемы и запросы ты сможешь решить своим продуктом.
Шаг 6
А дальше ĸуда?
В люди!
Но подожди, для начала:

Ты продумываешь с каким сообщением пойдёшь к потенциальным покупателям.

Про знакомых и друзей ясно. А вот что касается незнакомых для тебя, то помни, что людям сложно «дарить» нам свои драгоценные минуты жизни, отнесись к этому с пониманием, если ты получишь отказ. А ещё если есть возможность, то для незнакомцев придумай что-то, чем бы ты смог отблагодарить за потраченное время. Например, помочь своим советом, либо с кем-то познакомить

Сообщение может быть, например, таким для уже упомянутой ситуации с продажей мотоциклов:
«Здравствуйте. Я знаю, что вы интересуетесь мотоциклами. Сам ими горю и хочу, чтобы мой магазин мотоциклов был именно тем местом, где комфортно покупать. Могу ли задать вам пару вопросов, чтобы мог улучшить его?»

Для незнакомых в объявлении пример мог бы звучать, например, так:
«Всех приветствую. Открываю магазин по продаже мотоциклов. Мне очень важно узнать мнение каждого члена мотосообщества каким вы хотели бы видеть магазин. Если у кого-то из вас есть 10 минут пообщаться, я задам вопросы. А вы повлияете и благодаря вам мы создадим один из лучших мотомагазинов в нашей стране! Буду крайне благодарна! Взамен с удовольствием отблагодарю вас - помогу с любым вопросом или покупкой мототематики»
Шаг 7
Идём в поля к людям! Но где их найти?

Тебе нужно собрать список контактов, групп, чатов, твоих знакомых, которые подходят под портрет твоих покупателей. Выписывай всех, кто приходит на ум!
Если знакомых не нашлось, не расстраиваемся:
  • Расспроси друзей, знакомых и родственников и попроси их познакомить вас со всеми, кого они знают, кто соответствует представлениям вашего покупателя
  • Попросите знакомых, близких и друзей репостнуть у себя в социальных сетях ваше объявление
  • Разместите во всех своих личных аккаунтах в социальных сетях даже если там 5 подписчиков) сообщения с просьбой с вами пообщаться, сходить на кофе или созвониться, списаться
  • Спросите админов любых чатов или групп в социальных сетях на предмет того можете ли вы у них разместить объявление о просьбе провести интервью будущих покупателей
Шаг 8
Тебе нужно поговорить с минимум 3-5 людьми, в идеале 10, но не всегда есть такая возможность.

Желательно ваш разговор записать на аудио или видео, чтобы потом ты смог вычленить главное из него, а не отвлекался во время разговора, плюс можно случайно что-то упустить. А ещё здорово потом увидеть в речи людей прямые подсказки, что конкретно и как нужно сделать.
Шаг 9
Ты получил все данные. Теперь ответы людей у тебя на руках.

Твоя задача вычленить из всех разговоров важную мысль: твоя идея хороша? а может её докрутить? а что если выкинуть?
  • Если идея хороша, идём дальше, к следующему шагу.
  • Если идею докрутить, то бери все интервью с потенциальными покупателями и улучшай свою идею исходя из того, что тебе сказали
  • Если идея плоха, то берём следующую идею и повторяем цикл.

И так каждый раз. Но посмотри всё-таки ещё раз на записи, вдруг она неплоха, а её просто нужно докрутить)
Шаг 10
Финал! Подтверждаем идею
Как?

А как в нашей жизни подтверждается намерение? – Деньгами. Деньги – обмен, это «я отдаю тебе своё затраченное на работе время (деньги) в обмен на твою услугу/продукт, чтобы сэкномить себе время или получить наслаждение и тд тп (помните мы с вами в Практикуме обсуждали в разделе «Суть бизнеса» причины)»

Так что идём и продаём.
Лучше это делать сначала через друзей и знакомых. Если нет, то уже иными бесплатными способами, но это другая тема, которая точно не влезет сюда.

Помните, что с 1 раза даже самый крутой в мире и на свете продукт может не продаться. Иногда нужно сделать много попыток, чтобы продать.

Поэтому не стоит, если вы не получили сразу здесь и сейчас продаж, бежать и выкидывать идею в мусорку) Нет, чуточку усилий и терпение, дорогие мои. Мы с вами не про магию и волшебные таблетки.

Поставьте себе цель – сколько попыток вам нужно сделать, сколько времени готовы потратить на проверку идеи, чтобы убедиться, что совершится покупка.
Поставили?
Продажа совершилась: ура, ваша идея рабочая, люди готовы отдавать деньги за неё. Теперь приступайте к следующим шагам по созданию бизнеса.

Много продаю, но покупок нет:
  • Либо вы не так продаёте, либо не тем покупателям; здесь нужно проанализировать ещё раз и пройти шаг 1 и шаг 2 сначала
  • Либо вы торопите события, ведь как я написала выше не с 1 раза даже золото продаётся!
  • ваша идея требует докрутки; идём докручивать её и ваше предложение для покупателя. стоит вернуться к материалам с ваших бесед с покупателем, либо если недостаточно, то сделать ещё
  • вашу идею надо быстро выкинуть и взять следующую, не тратьте времени на неё)
Вот такой процесс проверки вашей идеи на жизнеспособность!
Его можно сделать за несколько дней или недель, всё зависит от вашей скорости.

И помните, что вам не нужно влюбляться в идею до тех пор, пока она не сделала вам продажу. До этого момента у вас с идеей свободные открытые отношения, где вы ничем не обязаны ей, а она вам, ахахха)
Короче, здесь надо быть аналитиком, сухим и быстрым. Чтобы не стать теми, кто 1-5 лет ковыряет и тратит миллионы на то, что так и не нужно.

Ты проделал огромную работу, я горжусь! А ведь 99% так и не приступают к этому, а из них 99,9% пропускают эти шаги и тратят годы и миллионы (только тсссс, чтобы им не было обидно)
А если вам нужна супер-помощь и ускорение с идеями, либо из идеи вырастить бизнес, то я всегда с вами.
Большая бизнес игра Дэри
Вы знаете как написать мне.
До встречи в телеграм-канале «Большая Игра Дэри».
Всех обнимаю, ваша Дэри!
Мастер Группа «Успешный Старт» – начинаем 11 ноября